Покупка и проверка автомобиля
Покупка машины
Покупка машины у частного лица
Внимание: криминал!!
При покупке подержанной машины у частного лица (в особенности, у незнакомого) целесообразно выяснить максимум подробностей - общее состояние автомобиля, пройдено ли техобслуживание, наличие техосмотра на следующий год, в какой стране был приобретен автомобиль первоначально и в последний раз, сколько владельцев имел с момента первой покупки, где зарегистрирован, в наличии ли ПТС (оригинал или дубликат), есть ли разрешение супруга на продажу ТС и т.д.
Следует учитывать риск приобретения бывшей в упореблении машины:
- побывавшей в серьезной аварии, а затем восстановленной;
- угнанной, с перебитыми номерами либо такой, которая впоследствии окажется в розыске;
- находящейся в залоге;
- котору не обслуживали.
В любом случае имеет смысл до совершения покупки предложить продавцу совместно проверить машину на угон.
Более тщательная криминалистическая экспертиза на юридическую чистоту и угон может потребоваться, например, при получении кредита в банке. Она займет 3-5 дней. Имеет смысл также провести на автосервисном предприятии полную диагностику, которая может выявить скрытые повреждения. Затраты будущего покупателя на такую диагностику полностью оправдывают себя:
- они помогут избежать нежелательной покупки и связанных с нею потерь при негативном результате;
- в случае приобретения автомобиля результаты диагностики пригодятся при будущем техническом обслуживании машины.
Способов покупки машины у частного лица несколько:
- на авторынке;
- по объявлению в газете или в сети Интернет;
- у знакомых (это не отменяет необходимости получить подробную информацию об автомобиле).
Договор купли-продажи машины может быть заключен в простой письменной форме, т.е. путем составления единого документа, содержащего все необходимые условия договора и подписанного обеими сторонами.
В простой письменной форме целесообразно заключать договор только между хорошими знакомыми или родственниками, когда можно быть уверенным, что впоследствии не возникнет проблем и необходимости обращаться в суд.
На практике многие сделки по купле-продаже автомобилей совершаются через комиссионный магазин.
Куда обратиться?
К нам! Профессионалы Вам помогут!
Телефон горячей линии: 8-495-151-20-50
К профессионалам, комиссионерам или составить самому!
В договоре должен быть точно определен автомобиль - предмет сделки (его марка, цвет, номера кузова, двигателя и пр.). Удостоверить договор можно в любой нотариальной конторе и у любого частного нотариуса.
Необходимые документы
Для этого потребуются следующие документы:
- паспорта продавца и покупателя (либо документы, их заменяющие);
- доверенность на право управления и распоряжения автомобилем (если продавец не является владельцем) с указанием на право продажи и получения денег;
- документы о праве собственности на машину;
- паспорт транспортного средства.
Государственная регистрация сделок с движимым имуществом (в том числе и с автомобилями) не предусмотрена. Машина регистрируется лишь в органах ГИБДД, но это является регистрацией не сделки, а вещи, т.е. постановкой на учет имущества, служащего предметом сделки.
В договоре купли-продажи обязательно должен быть указан срок передачи машины покупателю. Факт передачи автомобиля покупателю, а денег - продавцу, подтверждается подписанным сторонами актом приема-передачи машины и распиской в получении денег. Расчеты должны производиться в рублях. Если в договоре цена указана в иностранной валюте, юридически это означает, что оплата производится в рублях по официальному курсу ЦБ РФ, даже если в договоре об этом ничего не сказано.
Внимание: недобросовестность!
Если собственник машины заключил несколько договоров купли-продажи с разными людьми или подарил автомобиль, обманутый покупатель может потребовать возврата денег и возмещения убытков, вызванных его отказом от передачи автомобиля.
Право на автомобиль будет иметь тот, кто приобрел эту машину раньше. Если же момент приобретения машины каждым из покупателей не может быть установлен, преимущество будет иметь тот из них, кто раньше предъявит судебный иск. Остальные покупатели вправе требовать от продавца возмещения убытков, вызванных неисполнением обязательства.
Купить машину можно и с помощью представителя при помощи доверенности. Будущий собственник машины должен оформить ее на лицо, которому он доверяет право совершать действия, связанные с покупкой машины.
Приобретение автомобиля через магазин (автосалон)
Есть ряд преимуществ при покупке машины в автосалоне:
- она обязательно проходит предпродажную подготовку и проверку, которые сводят возможность брака к минимуму;
- при обнаружении серьезных недостатков, не оговоренных при продаже, покупатель имеет право предъявить к магазину требования, ссылаясь на Закон РФ "О защите прав потребителей", который устанавливает жесткую ответственность за продажу некачественного товара;
- наличие банковского счета у магазина (юридического лица) значительно облегчает взыскание убытков по решению суда;
- покупая через магазин новую машину, можно не опасаться того, что она является угнанной или находится в розыске;
- при покупке в салоне новых машин обычно предоставляется страхование по схеме автокаско со скидкой.
Покупатель имеет право требовать всю необходимую и достоверную информацию об изготовителе машины и о продавце, режиме его работы и реализуемых им товарах.
На вывеске магазина должны быть указаны профиль и форма организации его деятельности, фирменное наименование (если имеется), а также юридический адрес на русском языке.
Информация о машинах в обязательном порядке должна содержать:
- наименование машины;
- место нахождения и наименование изготовителя (продавца) и место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий и производящей ремонт и техническое обслуживание машины. Для импортной машины должна быть указана страна ее происхождения;
- сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством о техническом регулировании;
- сведения об основных потребительских свойствах автомашины;
- правила и условия эффективного и безопасного ее использования;
- гарантийный срок, если он установлен;
- срок службы, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении этого срока;
- цену в рублях и условия приобретения товара, в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате, и график погашения этой суммы;
- информацию о сертификации автомобиля.
Примечание. Сертификация - это подтверждение компетентным органом соответствия объектов требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Все перечисленные сведения должны содержаться в технической документации, прилагаемой к автомобилю.
Если автомобиль снят с производства, изготовитель обязан выпускать запчасти к нему в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока - в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.
В обязанности продавцов входит ознакомление покупателя с инструкцией о порядке эксплуатации автомобиля, причем руководство по эксплуатации автомобиля иностранного производства должно быть переведено на русский язык без взимания за это дополнительной платы.
Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты должны пройти предпродажную подготовку, вид и объем которой определяются заводом-изготовителем. В сервисной книжке на товар (или в ином заменяющем ее документе) продавец обязан сделать отметку о ее проведении.
Необходимые документы
Одновременно с автомобилем покупателю передаются комплект принадлежностей (установленный изготовителем), сервисная книжка (или заменяющий ее документ), а также паспорт транспортного средства (если он выдавался в установленном порядке).
Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором должны стоять наименование товара и продавца, марка товара, номера его агрегатов, дата продажи, цена товара, подпись продавца.
Если покупатель утратил (потерял, привел в негодность и т.п.) документ о праве собственности на машину, продавец обязан выдать его дубликат с указанием серии, номера и даты ранее выданного (для этого необходимы заявление и паспорт покупателя).
Комиссионный магазин
К преимуществам покупки машины в комиссионном магазине (по сравнению с приобретением ее у частного лица) можно отнести:
- большой выбор автомобилей;
- обязанность магазина (юридического лица) выполнять все требования Закона "О защите прав потребителей", а также правил торговли;
- обязанность магазина проверить документы самой машины и ее предыдущего владельца;
- возможность взыскать ущерб с магазина в случае, если купленный автомобиль впоследствии окажется числящимся в розыске как украденный.
Внимание: криминал!!
Тем не менее, к выбору комиссионного магазина нужно отнестись весьма ответственно и проверить его репутацию, подтвердить которую могут, например, люди, купившие в нем машины более года назад. Целесообразно выяснить, не возникло ли у них технических либо правовых проблем с купленным автомобилем, поскольку известны случаи, когда магазины специально создавались для реализации угнанных либо проблемных автомобилей. Подобные "торговые организации" обычно существуют до первой серьезной неприятности, после чего найти кого-либо из продавцов или руководителей невозможно.
Зачастую комиссионные магазины располагаются непосредственно на авторынках или рядом с отделами ГИБДД. Такие магазины помогают покупателям и продавцам оформить сделку. Здесь могут также проверить машину на угон. По существу покупка при таком посредничестве мало чем отличается от покупки с рук.
При покупке машины в комиссионном магазине между покупателем и продавцом заключается договор купли-продажи.
Необходимые документы
Вместе с машиной покупатель должен получить следующие документы:
- договор купли-продажи (документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство, необходимый для регистрации автомобиля в ГИБДД);
Примечание. Ранее обычно магазины выдавали справки-счета. С 1 августа 2009 г. они отменены.
- временный регистрационный знак ТРАНЗИТ (вместо выдачи этого знака может делаться отметка в ПТС);
- паспорт транспортного средства (если он выдавался в установленном порядке).
Если у купленного автомобиля не истек гарантийный срок, покупателю передается гарантийный талон, технический паспорт, сервисная книжка или иной заменяющий ее документ, подтверждающий право покупателя на использование оставшегося гарантийного срока.
Внимание: криминал!!
Владелец автомобиля, купленного в комиссионном магазине, все же не застрахован от того, что через какое-то время его машина не будет конфискована, если она украдена и числится в розыске. В этом случае она будет возвращена прежнему владельцу.
Куда обратиться?
С требованием о возмещении ущерба покупателю такого автомобиля необходимо обращаться в комиссионный магазин, в котором куплена эта машина, т.к. именно с ним был заключен договор купли-продажи. Всю ответственность по такой сделке несет магазин. Если путем мирного соглашения взыскать ущерб не удастся, нужно обращаться в суд.
Претензии по качеству автомобиля, приобретенного в магазине
При обнаружении недостатков приобретенного автомобиля покупатель имеет возможность вернуть машину продавцу, обменять ее на другой автомобиль или потребовать от продавца ремонта машины.
Недостатком товара считается несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара.
Гарантийный срок - это период, в течение которого изготовитель и продавец несут ответственность перед покупателем за все недостатки товара, возникшие по их вине.
Если гарантийный срок установлен изготовителем, продавец вправе его увеличить. Если изготовителем срок не установлен, продавец вправе установить его сам.
Кроме гарантийного срока существует так называемый срок службы - период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать покупателю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
Гарантийный срок товара, как и срок его службы, исчисляется со дня передачи автомобиля потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления.
Если в течение гарантийного срока покупатель обнаруживает в своей машине недостатки, ему необходимо обратиться к изготовителю или продавцу с соответствующим требованием (претензией).
Куда обратиться?
С претензиями по поводу обнаруженных недостатков можно обращаться к самому продавцу, в гарантийное автосервисное предприятие, либо к изготовителю автомобиля. В настоящее время широко распространены фирменные магазины, которые создаются производителями товаров. Купив автомобиль в фирменном магазине в одном городе, можно предъявить свои претензии находящемуся в другом городе продавцу той же системы торговли.
Можно и сразу обратиться в суд, однако продавцы (изготовители) довольно часто соглашаются добровольно выполнить требования покупателя, поэтому лучше все-таки обратиться сначала к ним. Судебная процедура трудоемка и требует больших временных затрат, так что целесообразно попробовать урегулировать отношения мирным путем.
Необходимые документы
Претензия должна быть составлена в письменной форме в двух экземплярах. Один отдается продавцу, а на другом, остающемся у покупателя, делается отметка о том, что претензия была принята. При этом надо обязательно поставить дату - в случае несоблюдения продавцом (изготовителем) установленных законом сроков устранения недостатков проще будет определить день, с которого начинает исчисляться неустойка. Если продавец или изготовитель отказываются принимать у покупателя претензию, ее нужно послать заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если гарантийный срок истек, но недостаток является существенным, можно обратиться к изготовителю машины. Под существенным понимают недостаток, который:
- делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением;
- не может быть устранен;
- проявляется вновь после устранения;